ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕI. Общие положения 1. Библиотека является структурным подразделением Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы лицей № 1580 (при МГТУ имени Н.Э. Баумана) (далее – лицей), участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами. 2. Деятельность библиотеки (далее – библиотека лицея) отражается в уставе лицея. 3. Цели библиотеки лицея соотносятся с целями лицея: формирование общей культуры личности обучающихся, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ. 4. Библиотека лицея руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями Министерства образования Российской Федерации, инструкциями Министерства иностранных дел Российской Федерации, уставом лицея, положением о библиотеке, утвержденным директором лицея. 5. Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия их предоставления определяются Положением о школьной библиотеке и Правилами пользования школьной библиотекой, утвержденными директором лицея. 6. Лицей несет ответственность за доступность и качество библиотечно-информационного обслуживания библиотеки. 7. Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарно-гигиеническими требованиями. II. Основные задачи 9. Основными задачами библиотеки лицея являются: а) обеспечение участникам образовательного процесса — обучающимся, педагогическим работникам, родителям (иным законным представителям) обучающихся (далее — пользователям) — доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов лицея на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях; б) воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала; в) формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации; г) совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды. III. Основные функции 10. Для реализации основных задач библиотека: а) формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов лицея:
б) создает информационную продукцию:
в) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание обучающихся:
г) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников:
д) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей (иных законных представителей) обучающихся:
IV. Организация деятельности библиотеки 11. Библиотека лицея по своей структуре делится на абонемент, читальный зал, отдел учебников и отдел методической литературы по предметам. 12. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами лицея, программами, проектами и планом работы библиотеки лицея. 14. В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации образования и в пределах средств, выделяемых учредителями, лицей обеспечивает библиотеку:
15. Лицей создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества библиотеки. 16. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет директор лицея в соответствии с уставом лицея. 17. Режим работы библиотеки лицея определяется заведующим библиотекой (библиотекарем) в соответствии с правилами внутреннего распорядка лицея. V. Управление. Штаты 18. Управление школьной библиотекой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом лицея. 19. Общее руководство деятельностью библиотеки лицея осуществляет директор лицея. 20. Руководство школьной библиотекой осуществляет заведующий библиотекой (библиотекарь), который несет ответственность в пределах своей компетенции перед обществом и директором лицея, обучающимися, их родителями (иными законными представителями) за организацию и результаты деятельности библиотеки лицея в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и уставом лицея. 21. Заведующий библиотекой (библиотекарь) назначается директором лицея, может являться членом педагогического коллектива и входить в состав педагогического совета общеобразовательного учреждения. 22. Заведующий библиотекой (библиотекарь) разрабатывает и представляет директору лицея на утверждение следующие документы: а) положение о библиотеке, правила пользования библиотекой; б) структуру и штатное расписание библиотеки, которые разрабатываются на основе объемов работ, определенных положением о школьной библиотеке с использованием «Межотраслевых норм времени на процессы, выполняемые в библиотеках» (Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 3 февраля 1997 г. № 6); г) планово-отчетную документацию; д) технологическую документацию. 23. Порядок комплектования штата библиотеки лицея регламентируется уставом лицея. 24. В целях обеспечения дифференцированной работы библиотеки лицея могут вводиться должности: заведующий библиотекой, библиотекарь. 25. Трудовые отношения работников библиотеки лицея и средней лицея регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить законодательству Российской Федерации о труде. VI. Права и обязанности библиотеки 26. Работники библиотеки лицея имеют право: а) самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в уставе лицея и положении о школьной библиотеке; б) проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры; в) рекомендовать источники комплектования информационных ресурсов; г) изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету библиотечного фонда; д) определять в соответствии с правилами пользования школьной библиотекой, утвержденными директором лицея, и по согласованию с родительским комитетом или попечительским советом виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки; е) иметь ежегодный отпуск в соответствии с локальными нормативными актами; ж) быть представленными к различным формам поощрения; з) участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе библиотечных ассоциаций или союзов. 27. Работники библиотек обязаны: а) обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами библиотеки; б) информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг; в) обеспечить научную организацию фондов и каталогов; г) формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных изданий, образовательными программами лицея, интересами, потребностями и запросами всех перечисленных выше категорий пользователей; д) совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание пользователей; е) обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию, размещение и хранение; ж) обеспечивать режим работы библиотеки лицея; з) отчитываться в установленном порядке перед директором лицея; и) повышать квалификацию. VII. Права и обязанности пользователей библиотеки 28. Пользователи библиотеки имеют право: а) получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах; б) пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки; в) получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации; г) получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания и другие источники информации; д ) продлевать срок пользования документами; е) получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на основе фонда библиотеки; ж) участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой; з) обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору лицея. 29. Пользователи библиотеки лицея обязаны: а) соблюдать правила пользования школьной библиотекой; б) бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах подчеркивания, пометки), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю; в) поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках; г) пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки; д) убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь; е) расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ (исключение: обучающиеся 1—4 классов); ж) возвращать документы в школьную библиотеку в установленные сроки; з) заменять документы библиотеки лицея в случае их утраты или порчи им равноценными, либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования школьной библиотекой; и) полностью рассчитаться с школьной библиотекой по истечении срока обучения или работы в школе. 30. Порядок пользования школьной библиотекой: а) запись в школьную библиотеку обучающихся производится по списочному составу класса, педагогических и иных работников лицея - в индивидуальном порядке, родителей (иных законных представителей) обучающихся — по паспорту; б) перерегистрация пользователей библиотеки лицея производится ежегодно; в) документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский формуляр; г) читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку. 31. Порядок пользования абонементом: а) пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не более двух документов одновременно; б) максимальные сроки пользования документами: — учебники, учебные пособия — учебный год; — научно-популярная, познавательная, художественная литература — 14 дней; — периодические издания, издания повышенного спроса — 7 дней; в) пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует спрос со стороны других пользователей. 32. Порядок пользования читальным залом: а) документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются; б) энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре документы выдаются только для работы в читальном зале; 33. Порядок работы с компьютером, расположенным в библиотеке: а) работа с компьютером участников образовательного процесса производится по графику, утвержденному директором лицея и в присутствии сотрудника библиотеки; б) разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух человек одновременно; в) работа с компьютером производится согласно утвержденным санитарно-гигиеническим требованиям . |
||
Официальный сайт лицея www.1580.ru |